Воскресенье, 28.04.2024
Строительство и технологии
Разделы
Строительство [3]
Статьи [5]
Стройматериалы [1]
Партнеры

Новости строительства на сайте http://stroyprostor.ru/ читать рекомендации.
Новости
[22.11.2012][Коттеджи]
Будівництво заміського будинку
[22.11.2012]
Банька на дачній ділянці
[24.10.2011][Технологии]
Стеновой материал может быть
[23.10.2011][Ремонт]
Распределение наполнителей в
Главная » 2012 » Ноябрь » 21 » Как строился Львов
02:16
Как строился Львов
Состояние врачебного дела, как одного из атрибутов развитого общества, указывает на общий уровень цивилизованности. Особую важность состояния медицины, гигиены и санитарии в для средневекового города продемонстрировала большая чума середины XIV в. - Величайшая трагедия в истории Европы, когда вымерло более половины населения континента. Чума опустошила также крупные городские центры Галицко-Волынского княжества. Это событие подняла общественное значение медицины и санитарии. Во Львове, как и в других городах Украины, медицина развивалась прежде всего в монастырях. Она базировалась как на знаниях, полученных предыдущими поколениями, так и на опыте греческой медицины. Состояние медицины, гигиены и санитарии в средневековом Львове в значительной степени определялся культурным уровнем и традициями населения города. Город, имея торговый характер, при обустройстве быта брало за образец своих ближайших партнеров - города Золотой Орды. Средневековое украинский город традиционно находилось в сфере влияния высокоразвитой в то время цивилизации Востока, аккумулировало передовые достижения культуры и Востока и Запада и была образцом по этому показателю среди городов Центральной и Западной Европы. В этом заключалась коренное отличие Львова от других городов Польского королевства. Именно в торговых кварталах армян, татар, караимов и сарацин всего аккумулировался мощный культурное влияние Востока, который, в частности, проявлялся в появлении уже с первого века существования водопроводов и бань - важных элемент бытовой культуры, характерных прежде всего для городов Юга Высокоразвитая восточная цивилизация определяла высокий уровень санитарии, однако именно торговые связи Львова становились причиной частых эпидемий, обескровливали город. Важнейшими элементами городской санитарии были водопроводы, системно связывались с банями и обеспечивали своеобразный уровень комфорта. Как видно из материалов раскопок 1997 первый львовский водопровод XIV в., Построенный из керамических труб появился в кварталах вокруг Старого рыночной площади Пидзамча, население которого (немецкие, армянские, золотоордынские, еврейские купцы) поддерживало тесные экономические и культурные контакты с Югом . Тип водопровода из керамических труб, как известно, пришел к нам с Востока. А единственным соседом Галицко-Волынского государства на востоке с середины XIII в. была Золотая Орда. Граница с ней проходил по Днестру - весь юг современной Тернопольщины входил в состав Подолье - провинции Золотой Орды, которая захватывала побережье Черного моря в окрестностях Хаджибея (на месте современной Одессы). Там знаем и ближайшие аналогии львовского керамического водопровода. Водопровод залегал на глубине около 4 м передматерикових напластования и благодаря этому неплохо сохранился - на момент раскопок по керамическим трубам под напором все еще поступала родниковая вода ... Трубы должны внутренний диаметр около 10 см и длину 30 см. По аналогичным керамических труб заключались водопроводы Ак-Кермана (современного Белгорода-Днестровского) и других подольских городов Золотой Орды. Таким образом, в княжеском городе развитие водопроводной сети произошел быстрее, чем в центре города и независимо от формирования водопроводной сети центра города. Выявление во время раскопок 1997 г. на старой рыночной площади керамического водопровода, который был направлен от источников на современной улице Кривоноса в сторону, как тогда писали, "Жидовского квартала", позволяет говорить о высокой степени развития городской культуры в древнейший период существования Львова . Ранее, по польской исследовательницей Л. Харевичовою традиционно считалось, что первый водопровод во Львове на базе керамических труб был заложен по инициативе католического патрициата и соответственно должен был вести к современной площади Рынок. Его там действительно было найдено со стороны ул. Доминиканской. Очевидно, это были остатки водопровода, созданного по бургомистра немца Петра Штехер В 1404 г. Он шел с Лычаковского холмов в центр города. Распространена в малозалиснених районах Южной Украины керамическая водопроводная труба, как известно, не прижилась во Львове прежде всего из-за неэкономичности. Уже 1407 магистрат принял решение строить новые линии водопровода из деревянных труб, как это было в большинстве тогдашних городов Западной Европы. Со временем сеть водопроводов росла. Их прокладкой занимался отдельный специалист - рурмайстер. Известно, что на начало XVII в. действовало 15 основных водопроводов, которые поставляли воду в город. Остатки сети, сложившейся на протяжении XVI-XVII вв. натраплени на всех древних улицах центра города (Русская, Ставропигийская, дом Корнякта) и укрепленного Пидзамча во время археологических раскопок. Однако, незаменимыми керамические трубы оставались в банях, где они контактировали с горячим паром, а организация водоснабжения является одним из ключевых элементов инфраструктуры бани. Баня становится неотъемлемым элементом быта городов на Магдебургское право в Центрально-Восточной Европе с рубежа XIII-XIV вв., Когда трансконтинентальная торговля достигает своего расцвета, вероятно, вследствие наплыва туда восточных купцов. Так, в привилегии о предоставлении Магдебургского права князем Юрием II Сяник (1334 г.) среди прочих неотъемлемых составных частей городского хозяйства упомянуто общественную баню. В Кракове, который во второй пол. XIV в. взял на себя восточную торговлю в галицко-волынских городов, действовало уже 11 бань, которые пользовались большой популярностью и были одновременно лечебными учреждениями. Очевидно, первые бани во Львове появились тогда же. Они представляли собой монументальные общественные здания дворцового типа. Как выглядели бани в Золотой Орде в XIV в., Что монументальностью ничуть не уступали храмам и административным зданиям, знаем из раскопок татарского города в Молдове в 30 км от Кишинева, условное название которого "Старый Орхей". Здесь на берегу р Реут построен прямоугольной формы каменное здание, площадью около 500 кв. Баня имела мужское и женское отделение, была оборудована водопроводом для горячей и холодной воды, а также Калориферные отоплением пола. Бани были одними из важнейших потребителей воды в городе. Бани этого типа существовали уже в княжеском Львове. Косвенным подтверждением этого является находка участка керамического водопровода во время раскопок 1997 г. на Старом Рынке. Письменные источники XV в. сообщают об армянской баню рядом Старого Рынка. В 1424 г. армянин Атабей переносит свою баню, которая была возле городской фосы (рва), на другое место, где была до тех пор корчма "Брага". Возможно, именно к этой первой бани поставлял воду упомянутый керамический водопровод. Ритуальная баня - миква должна была существовать, также, при еврейской синагоге. Однако, документов, касающихся времени ее возведения и местоположение не известно. С восточными влияниями можно связать первую общественную баню в центре города Львова, основанную соответствии с требованиями пункты. В комплексе с госпиталем Св. Духа для бедных при западной стене (рядом с современной "Венской кафе") баня составляла один "санитарный квартал" львовского центра города. По мнению И. Гронского, этот участок древнего площади Св. Духа (теперь площадь И. Подковы) баня, воскобойня (Б. Мельник уточняет месторасположение воскобойни по современной ул. Памви Беринди), пивоварня и небольшой храм (Св. Михаила?) Занимали еще с княжеских времен. Хотя в записях, содержащейся в древнейшей городской книге с 1382 г. является упоминание "platea balneorum" - "улицы бани". Эта Лазнича улица должна была находиться на северной окраине современной пл. И. Подковы. На расположение бани указывают находки многочисленных фрагментов керамических водопроводных труб, аналогичных обнаруженным на Старом Рынке во Львове, собранные во время раскопок М. Бандривского в 1998 г. в цокольном помещении существующего сегодня храма Св. Петра и Павла ордена Иезуитов возведенного после долгих споров в начале XVII ст. на участке с руинами бани. Первая специальная упоминание об этой общественную баню в центре города Львова содержится в привилегии короля Ягайло, предоставленного в Сандомире 1422 В начале XVI в., Возможно, вследствие выселения мусульман за пределы центра города и существенного сокращения торговых операций с Востоком львовские бани упадок. Поэтому, согласно привилегией короля Сигизмунда I от 10 мая 1547 старая баня отстраивалась на том же месте в процессе восстановления стен и укреплений, строительства башен города. Согласно тексту привилегии, баня находилась "в стенах" напротив монастыря "братьев миноритив, монахов Ордена Св. Франциска". Очевидно она использовалась, как армянами, так и купцами-мусульманами, кварталы которых в XIV в. располагались по обе стороны ул. Краковской. Как известно, у мусульман баня с ежедневными омовения была возведена в степень религиозного догмата. Вода в баню, очевидно, поступала по таким же керамических трубах, возможно, из пруда, который размещался выше по склону, на рыночной площади примерно на месте существующего сквера с западной стороны нынешней ратуши. В 1471 г. на Рынке было также 3 ящика-перехвата, а в 1488 г. добавилась еще одна. В XVI в. ставок засыпали, а вместо этого на восточной стороне площади устроили еще одну водяную сундук, украшенный бронзовой скульптурой нимфы Мелюзины, к которой сходились все главные городские водопроводы. Отсюда вода расходилась деревянными трубами по домам. Городские водопроводы из деревянных труб возводились еще в XIX в. В 1697 г. на юго-западном углу площади Рынок построили также водосборник отмечен скульптурой Нептуна. Сборники воды, обслуживавших здешнюю баню были также при Краковской улице. В 1670-х гг во Львове действовало «шесть печных бань». К старым бань центра города принадлежала также ритуальная баня при синагоге Золотая Рожа. В XVIII в. была еще баня между городскими стенами на промежутке от Галицкой ворот бернардинского монастыря. Она имела два отделения: мужское и женское. Залогом соблюдения правил гигиены было регулярный вывоз мусора и отвод фекалий из города. Незначительное количество артефактов в культурном слое средневекового Львова, по сравнению с открытыми поселениями, указывает на организованный вывоз мусора. Некоторое время из 1408 г. Санитарно функции были закреплены за городским палачом. Он, в частности, отвечал за вывоз мусора, отлов бродячих собак, а в начале XVIII в. даже получил право лечить не только животных, но и жителей города. В 1548 г. было введено специальную должность ассенизатора, а в первой половине XVIII в. существовала традиция дважды в год - перед Пасхой и праздником св. Михаила проводить генеральную уборку с привлечением жителей пригородных сел. В городе с начала XV в. была своя система водоотвода, за которую с 1405 г. соответствовал «канализатор», а в 1479 г. в центре города брукувалися улицы и сооружались подземные каналы для отвода нечистот. Каналы выходили в оборонительный ров. Их фрагменты были исследованы археологически в 1999-2005 гг при юго-западном углу высокой стены. В 1620-х гг были вымощены центральную магистраль Галицкого предместья. По образцу Луцкого Верхнего замка туалеты могли находиться также снаружи на высоком оборонной стене над рвом. Таким образом, фекалии смывались дождевой водой в ров. Гораздо больше проблем возникало в городе, где пологие грунтовые сточные канавы не обеспечивали надлежащего санитарного состояния. О проблемах с вывозом фекалий могут свидетельствуют рапорты служащих, а также находки при раскопках многочисленных углубленных объектов (например, колодцев), которые после прекращения функционирования немедленно заполнялись фекалиями. Как было устроено общественные санузлы Львова, остается на сегодня нерешенной проблемой. Проблемным вопросом городской археологии также выделение ночных горшков среди большого разнообразия керамической посуды, собранного во время раскопок. Начала медицины во Львове связанные с народными целителями волхвами - языческими служителями. Лечение заключалось как в психологическом воздействии, так и в специальных мероприятиях. Недаром, для обустройства дохристианских святилищ широко использовали выдающиеся в природном отношении места (напр. Святоюрская гора). Впоследствии вся гуманитарная в том числе медицинская деятельность развивалась в рамках церковных организаций. С этой целью при церквях и монастырях открывались госпитали, которые удерживали престарелых и предоставляли лечение больным свой счет. Во Львове первый такой госпиталь, очевидно, существовал при монастыре Св. Юра. Городской госпиталь с костелом Св. Духа основан В 1372 г. рядом бане при западной стене центра города. Он имел Полтве загородную филиал Св. Станислава (на Краковском предместье в районе современной улицы Городоцкой, 17, ликвидированную в 1780-х гг.) Распространение вместе с немецкими переселенцами проказы, которую средневековье называли болезнью св. Лазаря (отсюда название лазарета), заставило превратить этот госпиталь в лепрозорий. Управляли городскими госпиталями два Провизор, которые выполняли свои обязанности бесплатно. В XVI в. (Во Львове не позднее 1547 г.), в связи с появлением многих других инфекций, лепрозории постепенно начали превращаться в инфекционные госпитале. Существовал традиционный ритуал приема прокаженных в учреждения подобного типа. Выглядело все следующим образом. Родственники сопровождали больного к больничной ворот, здесь он попадал под опеку духовных лиц. Его кропили святой водой i вели в костел, где прокаженный занимал предназначено для покойника место. Во время святой мессы выполняли Реквием. Далее на кладбище имитирующие его захоронения. После этого больному вручали т. н. "Одежды Лазаря" (сплошная накидка с отверстием для глаз), перчатки, звонок, личная посуда, а также сумку на колышке для сбора пожертвований. Теперь госпиталь становился для него пожизненным жильем. Очевидно, что из всех львовских больниц эта была наиболее зловещей и нежелательной. В 1660 г. численность больных здесь достигала 40 человек. Львовский бургомистр и профессор академии в Замостье Эразм Сикст, который в 1614-1629 годах работал врачом во львовском госпитале Святого Духа, опубликовал медицинский комментарий к произведениям Сенеки, а также исследовал и описал лечебные свойства минерального источника в селе Шкло. Впоследствии, в XVII в. вновь госпиталь св. Лазаря даже обеспечивал там лечение больных сероводородными ваннами. В XVI-XVII вв. создание госпиталей становится приоритетной сферой деятельности церковных братств. Старейшее из них, Львовское Успенское открыло свой госпиталь в 1522 г. Впоследствии его перенесли в монастырь Св.Онуфрия. Кроме этого, главного украинского госпиталя во Львове существовали еще четыре госпитале в предместьях: Галицкому - госпиталь Богоявленского братства (от 1538), Краковском - Благовещенского (от 1542 г.), Николаевского (от 1623 г.), Пятницкого (от 1743 г.) братств. Возглавляли госпитале провизоры и опекуны братства, которых периодически переизбирали. Эти госпитале большей мере напоминали убежища, чем собственно лечебные учреждения, хотя не обходили они и больных. Одним из самых факторов лечения здесь была диета. Всего в течение XIV - XVIII вв. во Львове действовали около 15 - 20 госпиталей. Кроме лечения за общественный счет в мещан была возможность пользоваться услугами специалистов. Поскольку большую проблему в городах создавали массовые эпидемии, поэтому внимание к медицине и гигиены росла. Первым из известных во Львове профессиональных медиков был врач Зигмунт, прибывший из Кракова по приглашению магистрата после большой эпидемии чумы 1464-1497 годов. В 1525 г. для улучшения санитарного состояния города и предупреждению заразных заболеваний введен денежный ассенизаторской налог со всех повозок, прибывающих в город. Не способствовало противоэпидемиологических профилактике и деятельность основанного «каким-то купцом из Пергама» В 1473 г. «на улице возле еврейской школы» т.н. замтузу (публичного дома). Первая медицинская помощь в городах оказывали врачи-цирюльники. К их компетенции относились вся травматология (лечения порезов, язв и т.п.), лечение венерических, кожных болезней, заболеваний зубов. Представитель этой профессии по имени Ватеруш упомянутый во Львове в документе 1382 1528 во Львове уже существовал цех цирюльников - chirurgorum vel barbitonsorum. Его патроном был Св. Рох, защитник от моровой эпидемии. Полноправными членами цеха (Magistri seniores) можно было стать сдав экзамен по приготовлению восьми видов мазей и пластырей. К медицинской мастерства входили также применение каких-то порошков и пускания крови. Начальным этапом медицинской карьеры считалось получение квалификации фризьера. После трех лет обучения претендент составлял экзамен на точ и заточки бритвы, стрижку волос и бритья, а затем отвечал на вопросы по составу, действия и порядка применения лекарств. Протяжении XVII в. во Львове работало 15 дипломированных врачей и 5 цирюльника-хирургов. Для не цеховых хирургов было определено штраф в размере 200 дукатов. Между 1572-1606 гг городское право получили 9 хирургов. На протяжении XVII-XVIII вв. во Львове постоянно работало 8-10 хирургов. Количество их уменьшилось только в начале XVIII в. В 1702-1727 гг городское право получило лишь 5 цирюльников. Хирурги вместе с аптекарями принадлежали к самых жителей города. В XIV в. вместе с немецкими переселенцами в Львову прибывают аптекари с западноевропейской образованием. В 1392-1400 годах здесь работал какой-то Клеменс, а в 1445 г. упомянутый Василий Рутенус, 1490 аптекарь Александр из городской кассы получил в аванс 40 злотых на открытие аптеки. В XVI в.
Категория: Статьи | Просмотров: 2739 | Добавил: romerfak6099 | Теги: Львов | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
В Украине:
К вашему вниманию представляем организацию, которая предлагает Утепление и высотные работы. По всем интересующим вас вопросам просьба обратиться в раздел контактов на сайте http://budmastera.com.
Форма входа

Строительство и ремонт © 2024
Яндекс.Метрика