были кирпич и штукатурка. Две мечети Наин и Нейриз имели кирпичную отделку с геометрическим узором в период Буйидов. К X-XI векам н. э. традиция украшать поверхность кирпичей распространилось с востока на весь Иран. Самые лучшие образцы кирпичных украшений этого периода находятся в мавзолее Пир Аламадар ( 1026 год н.э.), Шехел Дохтаран (466 год н.э.) и крепости Михмандост (1096 год н.э.).Следующим этапом развития плитки было широкое использование цветной глазури на украшенных кирпичах, при этом наиболее популярным цветом был бирюзовый. При отделке различных сооружений в период Салюк и в более позднее время, наряду с отделкой декоративным кирпичом, использовали кусочки кирпичей, покрытых бирюзовой глазурью. Поэтому можно сделать вывод, что к этому времени ремесленники уже были знакомы с техникой производства глазурованных кирпичей. Иногда эти глазурованные бирюзой кирпичи использовались для выкладки каллиграфических надписей в стиле куфи, которые могли располагаться среди узора, выложенного кирпичами. Наиболее ранний образец необожженной бирюзовой куфической надписи, в виде панели, хранится в иранском музее Бастан ( Национальный музей Ирана) и относится к концу X - началу XI веков н.э.. Среди других религиозных построек, где при строительстве использовалась плитка - мечеть Сейед в Исфахане (1122 год н.э.), Красный Купол в Маракеше (1147 год н.э.) и мечеть Джаме в Гонабаде (1212 год н.э.).Вторжение монголов замедлило дальнейшее развитие многих художественных традиций и направлений. Обстановка изменилась в начале XIII века, когда правители Ильханиды приняли ислам- они были заинтересованы в возведении светских и религиозных зданий и сооружений. К этому времени декоративные кирпичи и плитки использовались не только для внешней отделки, но и для внутренней - для покрытия стен и куполов зданий.
|